С 1 сентября 2024 года актуализируются федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования.
Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 № 1028 (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402050004)
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования".
Внесены поправки с целью реализации Федерального закона от 04.08.2023 № 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части замены наименования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на наименование "Основы безопасности и защиты Родины".
Внесены изменения в федеральные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования".
Название учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" заменено на "Основы безопасности и защиты Родины".
Введены федеральные рабочие программы по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины".
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Актуализирован ряд федеральных адаптированных образовательных программ.
Приказ Минпросвещения России от 01.02.2024 № 67
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ".
Изменения внесены в:
- федеральную адаптированную образовательную программу основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- федеральную адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Так, в частности, из федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исключен учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности". Вместо него вводятся отдельная предметная область и учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины".
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
В школе реализуются следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
1-4 классы - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
5-9 классы - федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)
10-11 классы - федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО)
С 1 сентября 2016 года реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
- Документы ФГОС ОО
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020)
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ;
- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных основных образовательных программ;
- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
- организации деятельности работы методических служб;
- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.